История солнцезащитных очков: из древности с приветом
История солнцезащитных очков насчитывает тысячи летФото: Pixabay.com/ruИстория солнцезащитных очков: из древности с приветом
Ольга Брунова 31 мая 2016 12:2226640
Оказывается, этому модному аксессуару уже тысячи лет!
На половину лица, немного нелепые круглые, хамелеоны, изящные кошачьи, совершенно непроницаемые — все это о солнцезащитных очках. Сегодня темные стекла — не роскошь, а необходимость, причем не только для жителей мегаполиса. Спортсмены и фермеры, спасатели и космонавты, сварщики и полярники давно сделали этот модный аксессуар частью своей профессиональной униформы. И тем не менее для нас солнечные очки остаются элементом индивидуального стиля, особенно востребованным в ясные летние дни. Рассказываем захватывающую историю этой модной детали образа, которая, оказывается, насчитывает тысячи лет!
Первые приспособления, сконструированные не столько для красоты, сколько для защиты глаз от палящих лучей, были найдены в колыбели человеческой цивилизации, на территории современного Египта. В знаменитых пирамидах фараона Тутанхамона археологи обнаружили любопытное — и очень дорогое! — изобретение. Два филигранно спиленных изумрудных камня, выточенных так тонко, что сквозь них можно было видеть происходящее вокруг, были аккуратно соединены между собой тонкой бронзовой «нитью» на манер современной оправы. У исследователей не осталось сомнений: перед ними находились протоочки, которыми, очевидно, пользовалась египетская знать. Баловать себя элегантными и роскошными изумрудными аксессуарами любили и в Древнем Риме. Сохранились исторические свидетельства того, что известный император Нерон любил наблюдать за гладиаторскими боями через своеобразный зеленоватый лорнет, который поглощал часть света и позволял без боли смотреть на залитую солнцем арену.
Китайские умельцы также использовали «зеленые» стекла, правда не изумрудные, а кварцевые. Тем не менее изобретение все равно стоило недешево. Позволить себе роскошь могли лишь высшие чины, в частности судьи. Причем использовались такие шоры не столько для защиты зрения, сколько для того, чтобы скрыть от подсудимых выражение лица. А благодаря путешественнику Марко Поло излюбленный аксессуар китайских чиновников попал и в Европу. Граждане попроще использовали зонтики и шляпы, чтобы спрятаться от лучей — испокон веков китайские дамы считали, что солнечный свет разрушает настоящий цвет глаз, приводит к его выцветанию. Боялись девушки и ранних морщин, и, как мы знаем сегодня, этот страх был вполне обоснован.
Впрочем, защита от ультрафиолета требовалась не только в тропиках. Предки жителей Крайнего Севера, эскимосов, россыпями драгоценных камней похвастаться не могли, поэтому придумали свой способ скрывать глаза от солнца. Они использовали кости животных, на которых охотились, выпиливая из них очечную форму. Там, где у современных моделей располагаются стекла, эскимосы прорезали две тонкие щели. Конечно, такая конструкция всего лишь ограничивала разрушительное воздействие солнечных лучей, а не полностью нейтрализовывала его.
В общем, прототипов современных темных очков найдено немало. Но на поток производство поставили в Европе, во времена позднего Средневековья. Ремесленники придумали использовать толченые драгоценные камни — так их расход значительно сокращался, но, увы, простые горожане все же не могли позволить себе очки из изумрудной, сапфировой или рубиновой крошки. Вскоре зеркальных дел мастера перехватили инициативу у ювелиров: стекла покрывались полупрозрачным слоем краски. Интересно, что зеленый цвет, изначально самый популярный у изготовителей очков, со своей задачей справлялся, прямо скажем, не самым лучшим образом. Дело в том, что зеленая палитра не умеет «перехватывать» самые яркие (читай опасные) лучи спектра. Синяя гамма гораздо более универсальна, но в средневековой Европе этот цвет был связан с оккультными науками и черной магией. Даже несколько веков спустя, в 1752 году, лондонский оптик Джеймс Эскью (которого считают изобретателем современных очков) смог продать всего несколько «синих» пар. Расцвет «солнечного» производства в свое время санкционировал Наполеон Бонапарт, снабдивший свою армию в египетский поход целой партией темных очков. Но в какой-то момент что-то пошло не так: солдаты регулярно жаловались, что приспособления, призванные защищать глаза, делали их почти слепыми.
Солнце и звезды
Когда же солнцезащитные очки из разряда диковинной роскоши перешли в список необходимых аксессуаров? Модные историки называют точную дату: случилось это в 1891 году, когда на прилавки поступила знаменитая модель «авиаторы», предназначенная для мотоциклистов и велосипедистов. Они напоминали стекла для пилотов: огромные, закрывающие половину лица, — окрашенные в светло-желтый или оранжевый тон. Конечно же, это был лишь прототип нынешних «авиаторов», но общие черты угадываются безоговорочно. К 1911 году в магазинах оптики уже продавались так называемые auto-glass, стекла для новоиспеченных автомобилистов.
Моду на солнечные очки (как и на многие новинки) ввели звезды кинематографа. Актрисы и актеры немого кино начали повсеместно появляться в огромных очках с темными стеклами, привлекая к себе внимание общественности. Очки стали одним из атрибутов здорового образа жизни. И, конечно, не обошлось без влияния Коко Шанель, которая с энтузиазмом принялась популяризировать модный аксессуар в своих коллекциях. В тридцатые годы ХХ века стекла пережили настоящую революцию и стали максимально походить на те модели, которые мы носим сегодня. Речь идет об изобретении Эдфина Лэнда. Он нашел способ производить так называемый поляроидный фильтр, который защищает глаза не только от солнца, но и от бликов. Так началась история марок Bausch&Lomb и Polaroid. Окончательное покорение рынка произошло после того, как ВВС США заказали этим производителям целую партию «пилотных» очков.
После Второй мировой войны за темными стеклами прятались Мэрилин Монро и Одри Хепберн. Очки стали неотъемлемой частью гардероба суперзвезд, и причиной этому было не столько нежелание общаться с папарацци, сколько необходимость скрыть от публики… красные, воспаленные глаза. Дело в том, что осветительные приборы на съемочных площадках (ирония судьбы!) светили УФ-лучами, обжигая и кожу, и сетчатку. Бунтари громовых шестидесятых превратили темные очки в настоящий рок-фетиш. Достаточно вспомнить образы Ринго Старра, Энди Уорхола со своей музой Эди Седжвик, Лу Рида, Оззи Осборна и Джона Леннона с Йоко Оно. Последняя носила узнаваемую круглую оправу с непроницаемым черным стеклом в знак траура по своему супругу.
Удивительным образом легендарные «авиаторы» и по сей день остаются самой востребованной моделью, которую воспроизводят все модные марки, от Polaroid до Max Mara и Dolce&Gabbana. Но эти массивные очки, вопреки расхожему мнению, идут далеко не всем. Так, смело носите свои «пилоты», если у вас массивный овал лица, квадратная или прямоугольная форма скул. А вот счастливчикам с идеальным овалом лучше выбирать не менее актуальные вайфаеры. Модные круглые очки идут далеко не всем — так что при выборе оправы ориентируйтесь на опыт Леннона и Оно. Чтобы носить оправу а-ля «Гарри Поттер», надо обладать узким, вытянутым лицом с тонкими чертами.