Казахский национальный костюм: особенности и виды
Казахский национальный костюм является отражением многовековой истории и коренной культуры народа. В нем воплотились все особенности древнего народа. Национальный костюм — неизменный предмет гордости знаменитых кочевников и объект интереса для гостей Казахстана. В наши дни традиционный костюм не теряет своей популярности и привлекает внимание яркими красками, броским декором и лаконичным кроем.
Общие характеристики
Элементы казахского национального костюма впервые появились около 600 лет назад. Основными особенностями традиционной одежды казахов являются
- Привлекательный облегающий силуэт;
- Зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще крылатого типа;
- Меховые пальто и другая зимняя одежда для мужчин и женщин всегда застегивались на левую сторону;
- Повседневные и праздничные костюмы были богато украшены вышивкой и красивыми орнаментами;
- Для украшения одежды использовались мех, лебединые и птичьи перья, золотые, серебряные и люрексовые нити;
- Одежда для самых торжественных случаев была щедро украшена бисером, драгоценными камнями и драгоценностями.
В них воплотились особенности и традиции местного населения, а также соседних народов Дальнего и Ближнего Востока.
Характеристики
Одной из главных особенностей казахского национального костюма, представленного ниже, на протяжении многих веков является замысловатый и необычный орнамент. Для украшения одежды были использованы оригинальная вышивка, тесьма, кисточки и другие элементы. Традиционно считалось, что это украшение действует как мощный талисман, защищая человека от злых сил и негативных мыслей. Казахи никогда не скупились на пышное украшение своей одежды. Повседневная одежда была практически неотличима от праздничной.
Цвета и оттенки
Согласно многовековой традиции, идущей от кочевых народов, для казахского костюма характерно сочетание ярких, насыщенных цветов и богатых оттенков. Основными цветами являются:
- Зеленый;
- изумрудно-синий;
- алый;
- серебро;
- золото.
Эти яркие цвета использовались как в мужских, так и в женских традиционных костюмах. Несмотря на красочность и насыщенность используемых оттенков, жители Казахстана старались не сочетать много цветов в одном наряде и сосредоточились на нескольких ярких акцентах.
Ткани
Казахская одежда изготавливалась из разнообразных тканей натурального происхождения. В период их развития для мужских и женских костюмов использовались шкуры и меха животных, особенно верблюдов, бобров, енотов и лисиц. Хлопковые материалы широко использовались для изготовления одежды и белья. Спустя некоторое время традиционный костюм казахов изменился: его стали делать из ткани. Предпочтение отдавалось таким материалам:
Ювелирные серьги с фианитом https://www.wildberries.ru/catalog/yuvelirnye-ukrasheniya/sergi/fianit» на WildBerries!
- войлок из овечьей или верблюжьей шерсти;
- шерсть и хлопчатобумажная ткань;
- ткань;
- дорогой шелк;
- бархат;
- велюр;
- Brocade;
- атлас.
Дорогие материалы могли позволить себе только очень богатые люди, поэтому лен, из которого изготавливалась одежда казахов, был доказательством их материального положения.
Самые современные ткани для мужских и женских национальных костюмов изготавливались из меха куницы, енота, тигра, соболя, хорька, кабарги и оленя. Во многих горных деревнях люди в изобилии использовали плюмажи цапель, цапель или лебедей.
Покрой одежды .
Покрой традиционной одежды казахов был практичным и плотно прилегающим. В то же время зимние костюмы всегда были более свободными и удобными. Традиционно вся одежда изготавливалась в форме трапеции (расширенной внизу). Казахи не носили короткую одежду. Они предпочитали закрытые и скромные камзолы с длинными юбками или расклешенными платьями. Такие же костюмы, только меньшего размера, носили и маленькие жители горных районов.
Многообразие
Казахи и казахские женщины традиционно делили одежду на мужскую и женскую. Детский костюм был разделен отдельно. Каждый из этих сортов имел свои специфические характеристики и общие черты.
- Все костюмы были неизбежно украшены вышивкой, которая являлась своего рода амулетом;
- Крой был практичным и лаконичным, подходящим для верховой езды и кочевой жизни;
- верхняя одежда была более свободной и легкой;
- Высокие шляпы носили и мужчины, и женщины.
Формальные платья и головные уборы были щедро украшены узорами, лентами, птичьими перьями, золотыми косами и эксклюзивными украшениями.
Женская
При пошиве женских костюмов упор делался на удобство и простоту, так как казахи также ездили на лошадях как представители сильного пола. Постепенно костюм девушек становился все более изысканным — он состоял из платья или камзола с длинной расклешенной юбкой. В холодное время года женщины носили шерстяной халат или шубу. Высокая шляпа, украшенная меховой оторочкой или оперением цапли, лебедя или вальдшнепа, дополняла картину. И женщины, и мужчины были обязаны украшать себя драгоценностями. Они различались в зависимости от территориальной принадлежности, возраста, ранга, статуса и семейного положения человека.
Мужская
Классический мужской костюм представлял собой комплект, состоящий из нескольких предметов. Чаще всего она состояла из брюк, просторной рубахи, халата, головного убора и обуви. Более бедные мужчины выбирали в качестве верхней одежды халат, а более богатые — камзолы из парчи или других дорогих материалов.
Детский
Костюм ребенка был очень похож на костюм взрослого. Мальчик одевался в плотно облегающие брюки с ластовицей, свободную рубашку и жилетку с узором или камзол поверх. Шапка-череп использовалась в качестве головного убора на детской одежде. Девушка была одета в красивое платье светлого цвета, поверх которого была накинута жилетка. В большинстве случаев маленькая казахская девочка носила тот же костюм, что и взрослая девушка, отличаясь только размером.
Как сшить костюм своими руками
Вышивка всегда была неотъемлемым элементом традиционной казахской одежды. Чтобы украсить одежду оригинальным орнаментом, швеи используют и применяют специальные булавки, которые могут быть прямоугольными или круглыми, в зависимости от характеристик изделия. Казахские мастерицы также широко используют тамбурную вышивку, которая выполняется специальным шилом с иглами и вязанием крючком.
Материалы
В период становления кочевого народа одежда казахов обычно изготавливалась из шерсти, кожи и меха животных — овцы, верблюда, лисы и енота. Более современное поколение казахов использовало ткани — атлас, шелк, парчу и бархат — для изготовления своей одежды. В большинстве случаев такие материалы использовались для изготовления праздничных костюмов.
Женские головные уборы
Женский головной убор зависел от времени года, возраста и достатка казахской женщины. Их основным предназначением было не только защитить голову от холода и ветра, но и показать окружающим социальный статус женщины. Молодые девушки чаще всего носили тюбетейку — маленькую и короткую шапочку, расшитую красивыми узорами. На его верхней части было пришито несколько перьев белых сов, которые служили талисманом, защищающим девушку от злых сил. Зимой одежду дополняли высокие конические шапки, украшенные мехом.
Тюбетейку носили девушки до замужества. Во время свадьбы был проведен целый ритуал по его снятию. После церемонии замужняя женщина надевала саукеле, который носила до рождения первого ребенка, а затем надевала другой головной убор, который носила до конца жизни.
Свадебный головной убор
Свадебный головной убор казахов назывался саукеле. Это была самая дорогая и роскошная часть свадебного платья. В некоторых поселениях стоимость свадебного саукеле оценивалась в табун лошадей. Традиционно считалось, что чем пышнее и роскошнее свадебный головной убор, тем счастливее и безоблачнее будет жизнь молодой семьи. Следует отметить, что огромная популярность саукеле сохранялась до середины 19 века. Наряд состоял из очень высокой конической шляпы, которая была богато украшена совиными перьями, тонкой кружевной вуали, а также драгоценных камней — жемчуга, кораллов, монет, рубинов, бирюзы, сапфиров и даже бриллиантов. Неизбежно саукеле украшали роскошными драгоценностями на висках и подбородке. На задней части головного убора была одна или несколько лент из позолоченной нити и украшена тесьмой. В большинстве случаев спинку саукеле украшали изображением талисмана — рыбьей головы, которая была символом любви, удачи и процветания.
После рождения первого ребенка женщина снимала саукеле и получала другой головной убор — кимешек, который носила до самой смерти. Это была широкополая шляпа, которая закрывала ее плечи, шею, грудь и верхнюю часть спины. Передняя часть головного убора украшалась необычной вышивкой из бисера, жемчуга, кораллов, золотых или серебряных нитей.
Мужские головные уборы
Казахские мужчины на протяжении многих веков сохраняли верность традиционному головному убору — тюбетейке. Меховые шапки и высокие фетровые шляпы также были весьма популярны. Их характерной особенностью был загнутый вверх ободок. Они были украшены вставками из бархата или атласа и орнаментированы украшениями из золотой нити. Такой головной убор назывался «айир калпак», и его могли позволить себе только очень богатые люди. В холодное время года была очень популярна овчина «тамак». Наиболее часто используемым мехом для детских шапок был мех лисы.
Женская одежда
Женский костюм состоял из нескольких частей. Чаще всего это был облегающий камзол с расклешенной юбкой или платье. Казахские женщины из разных регионов практически не отличались по национальным нарядам. Не было разницы и в одежде для работы, для верховой езды, для праздничных и обычных дней. Разница лишь в том, что костюмы для торжественных случаев делались из дорогих и качественных материалов. Их характерной особенностью было украшение шелковыми лентами, драгоценностями и меховыми орнаментами. Для завершения картины казахские девушки обильно использовали различные украшения. В большинстве случаев они были предпочтительнее:
- кольца;
- браслеты;
- серьги;
- ожерелья;
- богато расшитые пояса.
Для изготовления украшений использовались различные материалы, в зависимости от материального положения женщины. Это может быть золото, серебро, драгоценные камни, полудрагоценные камни или обычный металл.
Женские свадебные платья
Женское свадебное платье — это уникальный эталон роскоши и элегантности. Для пошива платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, украшения и драгоценности. Основные характеристики свадебного платья невесты:
- облегающее платье с пышной пышной юбкой; м
- для пошива использовались органза, шелк или атлас
- поверх платья был надет камзол, расшитый золотой нитью;
- голову невесты украшал саукеле — конический головной убор;
- Цвет может быть алым, белоснежным, розовым, молочным или голубым.
Алое свадебное платье символизировало роскошь молодости и радость жизни. Голубой цвет одежды выбирали девушки, которые хотели подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Платья были богато украшены перьями, меховыми украшениями, драгоценностями, вуалью или платками из органзы или парчи. Многие современные любители моды задаются вопросом, как сделать саукеле в домашних условиях самостоятельно. Однако такую сложную и трудную работу лучше отдать в руки профессиональных мастеров, ведь свадебный головной убор — это настоящее произведение искусства. Во многих богатых семьях именно великолепный саукеле был самой дорогой частью приданого невесты.
Казахский национальный костюм для мужчин
Казахский мужской национальный костюм всегда отличался простотой, лаконичностью и функциональностью. В то же время он выглядел празднично и элегантно, его расцветка радовала глаз. Обязательной частью мужской одежды были широкие шаровары со специальными овчинными подворотничками, которые защищали ноги казахов от натирания во время верховой езды. Их называли шалбар. Наряд дополнял бесмет — удобный камзол из практичной ткани, который защищал от ветра и палящего солнца. Они были разделены на летние и зимние модели. Кроме того, жители Казахстана носили шеклен — широкий пояс с красивой вышивкой, который служил талисманом для своего владельца. Бедные мужчины носили в качестве верхней одежды фетровые пальто с длинными лацканами, а более богатые предпочитали меховые пальто.
Обувь
Мужчины, женщины и дети в Казахстане предпочитали обувь. Это была удобная и практичная обувь, которая идеально подходила для кочевников. Мужская обувь была более простой и лаконичной. Зимой мужчины были обязаны заправлять брюки в сапоги, что помогало сохранить тепло. Женские сапоги были украшены вышивкой и декоративными стельками. Женские сапоги были украшены вышивкой и декоративными вставками. Молодые люди часто носили сапоги с относительно высоким каблуком, не ниже 7-8 см. Пожилые мужчины носили мягкую и удобную обувь без каблуков. Самые бедные мужчины и женщины не могли позволить себе кожаную обувь. В их гардеробе преобладали сандалии с плоской кожаной подошвой, пристегивающиеся к ноге специальными ремешками.
Декор
Одним из важнейших украшений мужской и женской одежды жителей Казахстана был необычный узор. Все может быть по-другому. Чаще всего узоры состояли из геометрических фигур, животных или цветочных принтов. Некоторые костюмы казахов и казахских женщин были настоящими шедеврами, так как были украшены узорами, представляющими собой единую тематическую линию. Для вышивки использовали золотой люрекс, крупные бусины, цветное стекло, драгоценные камни и жемчуг.
Современные конструкции
Стиль современного Казахстана значительно изменился. Мужчины и женщины выбирают практичную и функциональную одежду от модных брендов, а традиционные народные костюмы встречаются только в отдаленных деревнях. Однако народ помнит и чтит свои традиции, язык и культуру. Многие казахи и казахские женщины надевают свои национальные костюмы на свадьбы и различные торжества и исполняют в них национальные танцы. Не менее популярны куклы в традиционных казахских нарядах, которые модно выставлять на праздники.
Традиционные костюмы казахского народа с их яркими красками и уникальными орнаментами остаются неиссякаемым источником вдохновения для талантов многих современных дизайнеров, которые продолжают широко использовать их элементы в своих работах.