История муфты — прародительницы современного клатча

Муфта снова на пике модного олимпаФото: Pixabay.com/ruИстория муфты — прародительницы современного клатча

Ольга Брунова 21 ноября 2016 18:4912950

О необычной детали нашего гардероба — в сегодняшнем модном расследовании

Наступившие морозы — прекрасный повод утеплиться и добавить в гардероб пару-тройку аксессуаров, которые преобразят ваш образ. Что бы это могло быть? Привычные всем нам шарфы или вязаные снуды? Кожаные перчатки или уютные варежки? Можно выбрать все и сразу, отдав предпочтение муфте, которая снова — спустя несколько столетий! — оказалась на пике модного олимпа.

В отличие от многих аксессуаров, появившихся на свет благодаря смекалке и уму простолюдинов, муфта — изобретение исключительно аристократическое. Когда-то давно, в XIV веке, благородные граждане Европы носили одежду с длинными рукавами, в которые в холодные времена прятали свои изнеженные руки. В Италии фасон получил название zibellini, что буквально означает «соболя». Шкурки животных, украшенные золотом, жемчугом и драгоценными камнями, носили на сгибе руки или на поясе. Это была по-настоящему статусная вещь, несмотря на легенду о том, что эти шикарные рукава презрительно именовали «блохоловками».

Мешочек с секретом

Непосредственно муфты — такие, какими мы привыкли их видеть, — появились во Флоренции. Барышни носили миниатюрные «мешочки» из лебяжьего пуха на длинной тесьме, спасая свои пальчики от ветров, гуляющих по палаццо из камня. С самого начала муфты изготавливались мехом внутрь. Ну, а чтобы показать всем свой достаток и богатство, дамы выбирали для отделки роскошные ткани, украшали их тонкой вышивкой и драгоценной фурнитурой.

Кстати, двоюродный брат знаменитого живописца Тициана, Цезаре Вечеллио, следил за вкусами женщин, выбирающих этот аксессуар. В одной из своих исторических заметок он отмечал: «Зимой они носят муфты из хорошего меха — они подбиты шелком, бархатом или другой материей». Первые модели заменяли женщинам дамские сумочки, в которых трепетные аристократки хранили различные безделушки, кошельки и даже переносили своих ручных собачек!

Напомним: средневековая Европа была местом, далеким от идеального. Отбросы выливались из окон прямо на улицы, отсутствие канализации и странные представления о гигиене давали о себе знать. Зачастую надушенная муфта спасала носы дам, которые при приближении неприятного запаха прятали лицо в ароматный мех. Так мода на муфты захватила даже монархов: царственные особы в срочном порядке вводили функциональный меховой мешок в свой гардероб. Есть легенда, по которой некий гугенот преподнес королеве Англии Елизавете I богато украшенную муфту, не надушив ее. «Я не знаю ваших предпочтений!» — оправдался незадачливый поклонник.

Кавалерский выбор

Мужчины тоже не смогли пройти мимо аксессуара, который так помогал их дамам, и вскоре многие видные джентльмены, синьоры и мсье обзавелись собственной муфтой. Некоторые, впрочем, шли дальше. Так, король Франции Генрих III неоднократно был замечен в ношении женских платьев, милых деталей дамского гардероба и даже косметики. Андрэ Блум в своей книге «Последний Валуа» так описывал женоподобного монарха: «Он любил духи, косметику, серьги, бархат и атласные муфты, отороченные мехом, — фактически целый арсенал способов, которыми раньше пользовались только женщины». Собственно, муфт у Генриха оказалась целая коллекция, которая поражала воображение его потомков.

Но, быть может, к этим деталям тяготели лишь те мужчины, которые были замечены в страсти к представителям своего пола (как, например, и сам Генрих)? Отнюдь! Так, в 1689 году знаменитый Людовик XIV принимал у себя английского короля-изгнанника Иакова II. И сами правители, и их придворные были разодеты по последней моде: кафтаны-жюстокоры, пышные жабо и манжеты, длинные парики. Конечно, не обошлось и без муфт — они служили своеобразным маркером, по которому можно было узнать, насколько сведущ в дворцовой моде тот или иной знатный господин. Муфтами обменивались, хвастались, их коллекционировали и хранили как богатое приданое. У самого «короля-солнце» были весьма экзотические вкусы: его портные использовали для муфт меха тигра, пантеры и бобра.

Мужское увлечение меховыми мешочками одобряли далеко не все. Герцогиня Ньюкастл — та, что ввела моду на мушки, — всячески язвила по поводу этой моды. «Как мужчина может править лошадью или держать меч, если он спрятал руки в муфту?» — справедливо подмечала известная скандалистка.

Драгоценный сверток

Со временем размеры муфт менялись. Мужчины, которых все-таки усовестили негодующие дамы, начали носить почти незаметные миниатюрные муфточки, которые скорее походили на современные барсетки. Женщины же, стараясь выделиться, предпочитали муфты огромных размеров. К XVIII веку эти аксессуары окончательно превратились в подобие «ручной клади», где регулярно переносилось множество дорогих девичьему сердцу вещей.

В стремлении перещеголять друг друга женщины дошли до абсурда. Габариты некогда изящных муфт все увеличивались. Длина их была такой, что мех касался земли. Как метко замечали кавалеры, складывалось ощущение, что в своих хрупких ручках барышня несет целый стог сена.

Ситуацию спасло появление печатных изданий, где писали статьи с рекомендациями, из каких материалов, каких цветов и размеров должна быть муфта «приличной дамы». Вот что советует настоящим леди Фицрой Стюарт, один из авторов «Энциклопедии для женщин»: «Муфта должна быть выбрана в соответствии не только с вашими средствами, но и с вашим образом жизни, и с вашим внешним видом». Дамам «в теле» рекомендовалось избегать муфт больших, из меха с длинным ворсом, белых и цветных. Им предлагались мешочки небольшие, квадратные, из гладкого благородного зверька типа норки. Хрупким и миниатюрным девушкам маленького роста также не следовало носить большие, пышные муфты.

В этой же статье Фицрой рассказывает, как именно благородная дама должна носить муфту. «Из встреченных мною десяти женщин я насчитал пятерых, которые несли муфты перед собой, словно тащили тяжелые пакеты, одна прихватила муфту и юбку одной и той же рукой, две прятали в муфты свои замерзшие носы, одна размахивала ею, точно игрушкой, и лишь десятая несла драгоценный меховой сверток словно истинная парижанка». Что же касается мужских пристрастий, то муфты не были совсем изгнаны из обихода. Даже Вильгельм II, король Пруссии и последний император Германии, гордо позировал перед фотографом с меховым аксессуаром в руках. Мужчины открыли для себя и функциональную сторону этого некогда «женственного» мешочка. В нем оказалось исключительно удобно хранить небольшое количество патронов или, например, набор для чистки оружия.

В середине XX века муфту признали и полюбили голливудские дивы, которые использовали ее не в качестве средства утепления, но как стильную деталь к своим роскошным, богатым образам. Носили меховые «сумочки» Марлен Дитрих и Софи Лорен, Кэтрин Хепбэрн и Лорен Бэколл. Затем спрос на элегантные меха поутих, и удобные муфты превратились из необходимого в лишний аксессуар. И только к началу нового столетия дизайнеры вновь обратились к этой модной форме. Особенно преуспели в презентации муфт марки Celine и Balenciagа: они сочетают различные фактуры и ткани, изобретают муфты на одну руку, «вертикальные» шарфы-муфты. Некоторые бренды (например, Tory Burch) вдохновляются золотой эпохой «короля-солнце».

К слову, в английском языке муфта называется клатчем — не правда ли, все сразу становится на свои места? Современные миниатюрные клатчи стали удобной альтернативой меховым муфтам, но тем не менее не смогли вытеснить их с пьедестала. Сегодня мода на них вернулась. И мы можем почувствовать себя леди, степенно и с достоинством неся свой аксессуар, за которым — целая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.